Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

ЦИПР-2017 в Иннополисе

Пойдете ли Вы на матчи Кубка конфедераций в Казани?
5%Да
71%Нет
4%Собираюсь
19%Уеду из города подальше
Все опросы

Бизнес-образование в России и за рубежом

4 марта на портале TatCenter.ru прошла online-конференция: "Бизнес-образование в России и за рубежом". На вопросы Интернет-пользователей отвечали участники online-конференции - представители госструктур, специалисты в области казанского и зарубежного бизнес-образования.

Сегодня бизнес-школы – один из динамично развивающихся сегментов рынка высшего образования. Большинство руководителей понимают, что затраты на бизнес-образование способствуют выработке конкурентных преимуществ и существенных инвестиций. Каковы дальнейшие тенденции развития рынка бизнес-образования? Каким навыкам и практическими знаниями можно научиться в бизнес-школе? Какие образовательные направления с каждым годом становятся все популярнее? Оправданы ли затраты руководителей на бизнес-образование?

Материал по итогам online-конференции будет опубликован в журнале "Казанский Бизнес-журнал".

11 марта на портале TatCenter.ru пройдет online-конференция: "Спортивный Татарстан. Вместе к победе". На вопросы читателей ответят участники online-конференции – руководители спортивного министерства Татарстана, спортивного комитета Казани, именитые спортсмены республики. 

Эксперты online-конференции:

Идгай Гиниятов, начальник отдела дополнительного и послевузовского профессионального образования Министерства образования и науки РТ.
Илья Антонов, директор Международного Центра Делового Образования (МЦДО).
Ирина Антонова, проректор по дополнительному профессиональному образованию, директор Института бизнес-образования Института экономики, управления и права(Казань).
Алексей Базлов, тьютор Открытого Университета Великобритании Казанская школа Международного института менеджмента ЛИНК.
Азат Ганеев, директор программы "Мастер делового администрирования"("Master of Business Administration (MBA))" в РТ.
Анна Лебедева, директор представительства Международного Эриксоновского Университета коучинга в СНГ, профессиональный коуч (PCC ICF).
Петр Рыбалкин, директор казанского представительства НОУ "Учебная Группа ЗНАНИЕ-ЦЕНТР".
Булат Тухватуллин, директор по стратегическому развитию ООО "ДАР ЛИНК-ИДЕЯ". 

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:

Роберт г. Нижнекамск:
Какие перспективы открываются перед выпускниками бизнес-школы? Легко ли Ваши выпускники нашли работу?
 

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Для наших выпускников нет проблемы в поиске работы. Часть из них владеют собственным бизнесом и получают образование для того, чтобы общаться с топ-менеджерами на  профессиональном языке. Часть менеджеров в процессе обучения принимают решение о смене места работы и, как правило, довольно легко находят работу, где могут более эффективно применять полученные знания.

Илья Антонов Илья Антонов:

 - Наши выпускники чаще всего уже работают, причем достаточно успешно. Многие хотят улучшить свое карьерное положение и поэтому вкладывают деньги в образование. В результате они либо растут в рамках своей организации, либо находят более выгодное место работы.

Петр Рыбалкин Петр Рыбалкин:

 - Перед выпускниками, получающими бизнес-образование за рубежом, открываются большие перспективы. В первую очередь это великолепные возможности для трудоустройства. Дипломы ведущих зарубежных бизнес-школ признаются по всему миру, и выпускник может трудоустраиваться как в стране обучения, так и в других странах. Выпускники подобных зарубежных программ могут рассчитывать на карьерный рост, повышение заработной платы. Например, порядка 89% выпускников программы MBA университета Астона в Великобритании к моменту окончания обучения уже имеют предложения по работе. Еще одним важным преимуществом, которое получают выпускники зарубежных бизнес-школ, это членство в Ассоциации выпускников, которое дает им возможность иметь налаженную сеть связей по всему миру, что обеспечивает в свою очередь великолепные возможности для бизнеса и трудоустройства.

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- Программа МВА во всем мире справедливо считается наиболее высоким уровнем подготовки управленцев. Даже Генри Минцберг, известный критик программ МВА в мировой практике, признает: "МВА - единственный в мире образовательный продукт для подготовки менеджеров", который реализуется при "наличии регулируемого рынка МВА на глобальном уровне".

Программа "Мастер делового администрирования (МВА)" предназначается для лиц с высшим образованием, имеющих опыт практической работы, избравших карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности и нуждающихся в серьезных знаниях и навыках в области делового администрирования с целью занятия руководящих должностей, ускорения своего должностного продвижения или успехов в предпринимательстве, менеджеров высшего и среднего звена в области управления бизнесом, предпринимателей, руководителей организаций, фирм и учреждений всех форм собственности.

У программы МВА КГФЭИ свой особый контингент слушателей – в основном это люди, которые пришли по рекомендации наших выпускников. Если руководитель организации получил степень МВА в КГФЭИ, он присылает своего заместителя на обучение.

За период с 2000 по 2009 годы успешно завершили программу и получили диплом Мастера делового администрирования 374 человека – представители 260 организаций. В настоящее время на программе МВА обучается 110 слушателей.

Свидетельством признания высокого уровня подготовки служит также наличие в программе корпоративных клиентов. Самые крупные из них: ОАО "Татэнерго" (73 выпускника), ОАО "КАМАЗ" (38 выпускников), ООО "Газпром трансгаз Казань" (30 выпускников).

Около 100 организаций направили на обучение по программе МВА двух и более сотрудников. Особенно это оправдано в нынешних суровых реалиях бизнеса. Мировая практика показывает, что ведущие предприятия во время кризиса отправляют своих сотрудников на обучение, ведь знания — это самые надежные инвестиции в будущее. Организации должны воспользоваться периодом кризиса, чтобы подготовить специалистов. Инвестиции в бизнес-образование, как и в маркетинг, не должны сокращаться во время спада. Те компании, которые будут вкладывать средства в обучение сотрудников, получат преимущества перед конкурентами, когда экономика выйдет из кризиса.

В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования/Master of Business Administration (МВА)", утвержденными Минобрнауки России 8 февраля 2008 года, на обучение по программе МВА принимаются только лица, имеющие стаж управленческой работы. К нам на программу все слушатели приходят уже работающими людьми с собственным руководящим опытом, поэтому у наших выпускников нет проблем с трудоустройством. Кроме того, мы следим за судьбой всех наших выпускников и знаем, что у 40% после окончания программы МВА произошел карьерный рост. Часть выпускников перешла на руководящие должности в более крупные компании, часть открыла свои собственные предприятия.

Антон г. Набережные Челны:
Какие образовательные программы пользуются популярностью?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Там где персонал не занимается ИБД - имитацией бурной деятельности. Клиентам нужны услуги, где бизнес-образование дают люди, которые не только сами разбираются в бизнесе, но и могут оказать реальное влияние на обучающегося. Это позволит последнему стать более эффективным. Программы, которые позволяют получить практические навыки управления бизнесом, пользуются популярностью.  В 2009 году мы создали специальную программу "Эффективная карьера". Она учит тому, как можно увеличить свои доходы.

Илья Антонов Илья Антонов:

- В нашем центре наиболее востребованы: программа MBA Школы бизнеса Открытого университета Великобритании и Международного института менеджмента ЛИНК, "Международные стандарты финансовой отчетности", "Управление проектами", "Английский язык".

Марина г. Казань:
Что это за новые названия, которые заявлены у участников онлайн-конференции - коуч, тьютор. Какое они имеют отношение к бизнес-образованию?

Алексей Базлов Алексей Базлов:

- Поскольку я являюсь тьютором, то, наверное, мне и следует ответить на вопрос Марины. Итак, тьюторами в системе бизнес-образования (в частности в Открытом университете Великобритании и в Международном институте менеджмента ЛИНК - партнере Открытого университета в странах СНГ) принято называть консультантов, которые сопровождают студентов в процессе их обучения и помогают им пройти все этапы учебного процесса. Для того, чтобы была понятна роль тьютора и ее отличие от привычной нам роли преподавателя ВУЗа, нужно пояснить как устроен учебный процесс в Открытом университете и в ЛИНКе.

Так вот, наши студенты не слушают лекций и не сдают экзаменов на знание их содержания. Центральным элементом, можно сказать "стволом", нашего учебного процесса является работа студентов над проблемами своих компаний. Другими словами, наши студенты в ходе учебного процесса постоянно анализируют знакомые им реальные организации с целью предложить разрешение проблемных ситуаций в каком-либо аспекте их деятельности (в аспекте маркетинга, управления персоналом, управленческого контроля и т.д. – в зависимости от изучаемой дисциплины). А тьютор - это учебный консультант, который помогает студентам локализовать проблему, выявить ее причины, предложить пути ее устранения. Но прежде чем приступить к решению проблем своей организации, наши студенты прорабатывают учебные материалы, участвуют в учебных интернет-конференциях, тренируются в командах с коллегами-одногруппниками в решении проблем из учебных ситуаций. При этом тьютор является организатором всего этого процесса. При изучении учебных материалов тьютор работает как репетитор и готов персонально обсудить с каждым студентом непонятные ему моменты. Тьютор является ведущим учебных интернет-конференций группы. Тьютор проводит групповые тренинги по разбору учебных ситуаций. В общем, его роль многообразна.

Единственное, что не делает тьютор – он не читает лекций. В нашей системе обучения лекций нет вовсе. Все теории, концепции и модели наши студенты изучают самостоятельно по тем учебным материалам, которые они получают в нашем Учебном центре. А затем начинается тренировка их применения в учебных и, самое главное, в реальных проблемных ситуациях. В этом и состоит суть практико-ориентированного подхода к обучению в Открытом университете, а тьютор это тот человек, который это обучение организует. Марина, надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

Илья Антонов Илья Антонов:

- Тьютор – это преподаватель-консультант. В дословном переводе означает "наблюдать, заботиться, поддерживать". Это специалист, целью которого является организовать процесс образования и самообразования слушателя. Обычно в нашей бизнес-школе, это руководители организаций, бизнес-консультанты, закончившие наши образовательные программы и прошедшие специальную подготовку для работы тьютором. Их задача – добиться, чтобы каждый слушатель получил результат от обучения.

Ирина Антонова Ирина Антонова:

- Бизнес-образование (business education) – это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятии и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.

В условиях новой России в рамках дополнительного образования важным является и то, что по традиции под бизнес-образованием понимается, прежде всего, платное образование и обучение, являющееся предметом конкуренции на развивающемся рынке образовательных услуг.

Коучинг (англ. Coaching) - инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), "Эффективный Коучинг").

Коучинг - это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и собственно достижение (он ещё именуется этапом воли). Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Александр г. Казань:
На вашем портале прочитал о начале обучения в этом году по программе Executive МВА. Никак не могу понять в чем разница между ними - МВА и Executive МВА?

Илья Антонов Илья Антонов:

- Программа Executive МВА разработана нашим партнером МИМ ЛИНК и отличается от классического MBA в первую очередь технологией обучения: здесь больше выездных сессий, исследовательских занятий на базе компаний, выезд в разные страны, мастер-классов. Во вторую очередь - это наличие авторских продуктов, разработанных известными консультантами РФ.

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- Рано или поздно руководители высшего звена, или как принято их называть - "топы", сталкиваются с проблемой дефицита знаний. И тогда решать эту задачу необходимо довольно быстрой и качественной переподготовкой сегодняшних управленцев. Требовалось создать такую программу, которая дала бы возможность успешно руководить современным бизнесом в условиях рынка. Таковой программой в настоящее время является программа Executive MBA. Executive в переводе с англ. – управленческий, организаторский.

Основной целью EMBA является формирование у слушателей инновационной базы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного управления конкурентоспособной компанией в условиях изменяющейся внешней среды.

Таким образом, программа EMBA предназначена для топ-менеджеров и нацелена на "деспециализацию" руководителя. На Executive МВА принимаются люди, которые уже получили степень МВА.

В отличие от программ МВА программа EMBA будет сконцентрирована на углубленном рассмотрении бизнеса как единого целого на различных этапах его жизненного цикла, формировании уверенности в себе, лидерских качеств и коммуникативных навыков, необходимых для представителей высшего управленческого звена. Она будет  представлять собой не набор аудиторных учебных курсов, а последовательное рассмотрение ключевых и тесно связанных между собой проблем современного бизнеса.

Эти проблемы будут освещаться многосторонне и системно: и с позиции стратегии, и с точки зрения маркетинга, и с финансовой стороны, и в плане использования человеческих ресурсов. Именно такой взгляд на проблемы бизнеса необходим первым лицам компании - собственникам и топ-менеджерам. Все мы знаем, что именно неквалифицированный собственник позволяет делать менеджменту опасные шаги и за красивыми данными корпоративной отчетности не может разглядеть надвигающийся кризис.

В программе EMBA все проблемы бизнеса мы будем рассматривать как единое целое на различных этапах его жизненного цикла. Соответственно, будут кардинальные изменения в содержании основных учебных дисциплин, много внимания будет уделено рассмотрению таких вопросов, как формирование лидерских качеств и коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе. Появятся новые дисциплины: управление неопределенностью, управление организациионными изменениями, объединения и стратегические альянсы, репутация компании, роль и навыки менеджера будущего, фирма и государство, международный бизнес.

Более подробно о программе EMBA вы можете прочитать на сайте TatCenter.ru.

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Фактически бизнес-школ МВА с очным обучением, рассчитанных  на новичков научного менеджмента, в России нет. Только в Татарстане ежегодная потребность в квалифицированных менеджерах превышает несколько тысяч. Поскольку менеджеры нужны были еще "вчера", мы имеем сразу ЕМВА (Executive МBA). В переводе с английского Executive означает "относящийся к исполнительной власти, управленческий". Из чего следует, что EMBA - как учебная программа - в первую очередь создана для тех, у кого за плечами большой стаж руководящей работы и кто, тем не менее, имеет силы и желание узнать что-то новое. Целевой аудиторией ЕМВА являются управленцы, которым в силу должностных обязанностей приходится принимать решения по развитию компании и у них есть возможности для дальнейшего карьерного роста.

ЕМВА появилась в США на 42 года позже классического МВА. За это время разработчики программы осознали, что необходимо разработать программу, рассчитанную не на потоковых слушателей, а на топ-менеджеров. Спустя 30 лет ЕМВА переняли у американцев европейские бизнес-школы. В Россию МВА и ЕМВА пришли почти одновременно — на рубеже XX и XXI веков.

На курсы ЕМВА может поступить не всякий желающий. Требования учебных заведений таковы: необходимо, чтобы общий стаж работы по специальности составлял не менее семи лет, из них не менее пяти лет кандидат должен отдать руководящей работе. Таким образом, управленческий опыт - основное условие зачисления на ЕМВА. В некоторых учебных заведениях у абитуриента могут попросить не менее двух рекомендательных писем и сертификат GMAT. В США и Европе иностранные студенты должны обязательно предоставить сертификат TOEFL. По западной традиции приемная комиссия интересуется также умением писать эссе. Еще одно отличие Executive - более высокая плата за обучение, но об этом позже. Все перечисленные факторы изначально устанавливают довольно высокую планку, и не каждый состоятельный управленец способен ее преодолеть.

Формат МВА подразумевает очное обучение, стабильные посещения и полное вовлечение слушателя в образовательный процесс на протяжении двух лет. Напротив, стандартная полуторагодовая программа ЕМВА рассчитана на вечернюю и очно-заочную формы. Это позволяет учащемуся не "выключаться" из бизнеса. Более того, сама практическая форма занятий помогает студентам в их делах по принципу "вчера обсудили - сегодня сделали".

На курсах МВА большое значение придают изучению литературы по менеджменту и прикладным дисциплинам. А в классах Executive слушатели имеют возможность напрямую общаться с преподавателями-авторами учебных пособий, учиться у них глобальному видению бизнес-процессов и помогать друг другу в решении текущих профессиональных проблем. В общем, программа ЕМВА призвана систематизировать опыт, углублять имеющиеся и давать новые знания, расширять деловые связи. Ведь здесь студенты сами являются экспертами в различных областях бизнеса, экономики и финансов. Поэтому в аудиториях ЕМВА всякая теоретизация сведена к минимуму.

Основные предметы EMBA примерно те же, что и на очных программах МВА: стратегический менеджмент, макроэкономика, психология управления, маркетинг, управленческий учет и анализ, финансы, бухучет, статистика, управление человеческими ресурсами, корпоративные финансы, инвестиции, конкурентоспособная стратегия.

Главное отличие программ заключается в методах обучения. По западному стандарту в группе должно быть максимум шесть человек: то, что все слушатели знают друг друга, быстрее сближает их. Если для МВА характерно узнавание современных реалий, то на ЕМВА больше внимания уделено дискуссиям на темы "Как нам двигаться дальше?" и "Как изменить сложившиеся процессы?". Еще на этапе формирования групп их состав подбирают так, чтобы даже неформальное общение учащихся между собой помогало устанавливать взаимовыгодное сотрудничество.

Рынок программ ЕМВА постоянно растет, при этом все бизнес-школы хотят как-то выделиться на общем фоне. Одни позиционируют себя как приверженцы старых добрых академических традиций (например, первооткрыватель ЕМВА - Чикагский университет), другие (преимущественно европейские и азиатские) делают ставку на внедрение новых технологий в учебный процесс, третьи сокращают длительность программ и развивают online-обучение.

Среди направлений ЕМВА наибольшим спросом у студентов пользуются самые передовые сведения по бизнесу в отраслях промышленности. Для слушателей МВА характерно стремление изучать общий менеджмент, экономику, финансы и новые технологии.

В отечественных бизнес-школах больше внимания уделено местным реалиям работы и все, в том числе и преподаватели, в курсе текущих проблем экономики. Обучение за рубежом всегда будет более отвлеченным занятием. Другие преимущества обучения в России: слушателю не придется постоянно летать за границу (хотя кому-то такой факт покажется минусом), более низкая плата за обучение. В большинстве наших школ МВА делают оговорку, что в группы набирают максимум 25 человек. Но эта цифра гораздо выше, чем аналогичные показатели в Европе и США. Российский курс EMBA стоит в среднем 15 000 у. е., тогда как европейские цены лишь начинаются от 22 000 у. е., а обучение по программам Executive в США стоит в среднем 75 000-100 000 у. е.

Когда в 2000 году у нас были официально приняты образовательные стандарты МВА и ЕМВА, за образец взяли в основном европейские программы. Это привнесло такие положительные моменты, как возможность получения двойного российско-зарубежного диплома, наличие на курсе иностранных преподавателей, обязательная сертификация учебного заведения ведущими европейскими ассоциациями бизнес-школ. Одна из особенностей большинства отечественных курсов МВА состоит в том, что при поступлении от абитуриентов требуют наличие четырех-, пятилетнего стажа управленческой деятельности, а не семилетнего, как на Западе. Это объясняется тем, что Россия совсем недавно встала на капиталистический путь развития и крупных бизнесменов с 15-летним опытом работы на руководящей должности можно сосчитать по пальцам.

Стоит также отметить еще одну разницу между двумя программами. Выпускники МВА за рубежом начинают получать зарплату как минимум на 50% выше предыдущей. У нас МВА нет, и поэтому  мы перепрыгнули эту ступень. Единственной школой, которая осуществляет эту программу, является Казанский Международный центр делового образования ЛИНК совместно с ДАР ЛИНК ИДЕЯ. Остальные школы России не ставят таких  задач.

Выпускники Executive МВА уже не заботятся о том, какой у них будет доход. Ведь полученные в ходе обучения связи с нужными людьми позволяют расширить собственный бизнес и вывести его на международную арену. А там глядишь - сколько хочешь денег, столько твоя фирма для тебя и заработает.

Петр Рыбалкин Петр Рыбалкин:

- Executive MBA - это один из типов MBA, который характеризуется более гибким учебным планом, что направлено в первую очередь на менеджеров среднего и высшего звена, которые не имеют возможности надолго оставлять свою работу, и проходят обучение без отрыва от производства. К тому же, некоторые особенности программы предполагают, что ее студент имеет длительный трудовой стаж - от 10 лет.

Гузель г. Набережные Челны:
Что нового предусмотрено в программах MBA для топ-менеджеров?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- В программах МВА МЦДО и ДАР ЛИНК-ИДЕЯ для топ менеджеров предусмотрены  специальные факультативные программы экстерной разработки видения эффективного лидерства и оптимизации карьеры.

Алексей Базлов Алексей Базлов:

- Гузель, я только что вернулся с конференции, организованной Открытым университетом Великобритании и Международным институтом менеджмента ЛИНК, где обсуждались изменения в наших программах бизнес-образования, призванные подготовить топ-менеджеров к вызовам сегодняшнего дня. Основной вывод конференции такой – окружение современных компаний становится все более и более сложным, динамичным и плохо предсказуемым. Проблемы, с которыми сталкиваются организации, становятся все более и более комплексными, многофакторными, неограниченными. Проверенные и успешные прежде управленческие инструменты все чаще и чаще дают сбои. В таких условиях невозможно снабдить студентов бизнес-школ готовыми рецептами, ведущими их компании к успеху.

Все чаще и чаще встречаются случаи, когда эрудиты, знающие управленческие теории и модели, оказываются бессильны перед реальными проблемами, поскольку не обладают навыками выбора уместных инструментов для их разрешения. Отсюда вывод, что сейчас важно не столько знание моделей и концепций, сколько умение устранять проблемы. А учить топ-менеджеров нужно, прежде всего, навыкам анализа проблемных ситуаций и умению выбирать и даже создавать новые подходы к их разрешению. В связи с этим фокус наших учебных программ смещается от изучения управленческих теорий, моделей и концепций к освоению навыков анализа сложных проблемных ситуаций и синтеза собственных решений. Именно на это ориентирован проблемно-ориентированный подход к обучению, который реализует Открытый университет Великобритании.

Илья Антонов Илья Антонов:

- В нашем центре, совместно с ООО "ДАР ЛИНК-Идея", мы предлагаем студентам принять участие в проекте "Эффективная карьера". Его цель помочь менеджеру добиться увеличения личного дохода или дохода его организации непосредственно в процессе обучения.

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- Программа МВА КГФЭИ руководствуется девизом "Мы хотим, чтобы вы знали, умели и делали больше других". Во-первых, мы готовим менеджеров, обеспечивающих повышенную производительность и результативность управленческого труда в условиях постоянных изменений, но достигающих этого не путем наращивания количества труда, а за счет его структурного качества. Во-вторых, готовим менеджеров, умеющих организовывать работу по запуску бизнесов на рынках "завтрашнего дня". Таких менеджеров, которые способны распознавать эффективные бизнес-идеи и новые "зоны прибыли", их коммерциализацию; а также готовых создавать и управлять бизнесами и проектами в этих новых отраслях. В-третьих, формируем ценностные и поведенческие установки делового нравственно- сбалансированного воспитания: осознания принадлежности к передовому социальному слою российских менеджеров, несущих ответственность за судьбу страны; готовности выйти на новый уровень успешной карьеры и принятия на себя большей смелости и ответственности за предпринимательские риски в значимых проектах.

За время существования программы МВА в Казани экономическая ситуация в республике и в мире не раз менялась. Сегодня нам приходится сталкиваться с теми задачами, которых 10 лет назад еще не существовало, а о проблемах, которые возникнут завтра, мы думаем уже сейчас. С учетом меняющейся внешней среды мы вносим изменения в программу обучения, направляем наших преподавателей на соответствующие курсы и семинары, приглашаем ведущих преподавателей бизнес-образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Франции. С прошлого года они обучают наших слушателей тому, как управлять в период падения производства, что делать после достижения дна и перехода к экономической стагнации, как уловить первые признаки начинающегося подъема и вовремя изменить свою тактику. То есть, программа постоянно находится в процессе совершенствования.

А также, как я уже говорил выше, для топ-менеджеров мы открываем новое направление - Executive МВА.

Анна Б. г. Казань:
Какие образовательные программы вы можете предложить PR-менеджеру?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- PR-менеджеру мы могли бы предложить программу "Эффективная карьера", которая позволила бы разработать стратегию эффективного лидерства для компании и план эффективной карьеры.

Илья Антонов Илья Антонов:

- Мы можем предложить программы в сфере маркетинга: "Стратегический маркетинг", "Интегрированные маркетинговые коммуникации", разработанные финской компанией MDC Group. Эти курсы позволят PR-менеджеру получить умения, необходимые всем специалистам в сфере маркетинга.

Петр Рыбалкин Петр Рыбалкин:

- Если Вы планируете продолжить образование в сфере связей с общественностью, то можно рекомендовать Вам программы магистратуры в различных странах по вашему выбору. Например, в Универстите Стирлинга в Великобритании. Если же Вы хотите поменять специальность, то можно рекомендовать Вам программы магистратуры по общему менеджменту, международному бизнесу или маркетингу, а также программы MBA. Вы можете подобрать подобные программы, как в странах Европы, так и в США и Канаде.

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- Наряду с программой МВА мы реализуем цикл коротких программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в которых используется потенциал, наработанный при реализации программы МВА. У нас существует значительное разнообразие программ, как по содержанию, так и по срокам и формам обучения.

Мы проводим семинары и тренинги по маркетингу, некоторые из них могут быть интересны и PR-менеджеру:

  • Инновационный маркетинг
  • Реклама в коммуникационном процессе
  • Роль рекламы и РR в формировании и продвижении бренда
  • Управление РR -деятельностью организации
  • Интернет-маркетинг
  • Эффективные продажи
  • Партизанский маркетинг
  • Телефонные переговоры
  • Секреты мерчандайзинга.

Сергей С. Казань:
Планируется ли строительство бизнес-инкубаторов при вузах РТ?

Идгай Гиниятов Идгай Гиниятов:

- В соответствии с ФЗ №217 от 02.08.2009 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" ведется активная работа по созданию на базе вузов инновационных малых предприятий, бизнес-инкубаторов.

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Реальных бизнес-инкубаторов в вузах, как массового движения, на мой взгляд, в ближайшее время не будет, поскольку в вузах нет предпринимателей. Только в тех вузах, где будут привлекать предпринимателей-тренеров (а таких единицы), будет возможно говорить о бизнес-инкубаторах.

Борис В. г. Бугульма:
Чем руководствоваться при выборе бизнес-школы? Как определить профессионализм преподавателей?

Алексей Базлов Алексей Базлов:

- Борис, мне кажется, что в поиске ответа на этот вопрос нужно опираться на отзывы студентов. В конце концов именно студенты лучше других могут оценить профессионализм преподавателя и ту пользу, которую они от него получили. К сожалению, для того, чтобы иметь возможность сравнения, нужно, чтобы студент поработал с разными преподавателями одной и той же дисциплины. А это, по понятным причинам, случается крайне редко. Поэтому и приходится довольствоваться косвенными свидетельствами преподавательской квалификации, такими как стаж, наличие различных сертификатов и т.п.

Илья Антонов Илья Антонов: 

- В первую очередь желательно пообщаться с выпускниками, посмотреть каких результатов они достигли после обучения. Обязательно нужно прийти на занятия, оценить работу тьютора (преподаватель-консультант). Также нужно определить свои цели и возможности, чтобы понять получите ли Вы в данной школе ожидаемый результат от обучения. Вы должны взвесить все факторы, которые могут в будущем повлиять на Ваше обучения. Только после тщательного рассмотрения всей информации нужно принимать решение.

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

 - Опрашивайте их выпускников, которые добились успеха.


Ирина Антонова Ирина Антонова:

- При выборе бизнес-школы рекомендуем, прежде всего, ознакомиться с лицензией на образовательную деятельность и посмотреть всю информацию, касающуюся данной бизнес-школы в Интернет-сайте, предлагаемые образовательные программы, образцы выдаваемых документов, отзывы клиентов. Информация о преподавателях также может быть выложена на сайте, кроме этого,  такую информацию может по требованию клиента предоставить само образовательное учреждение.

Петр Рыбалкин Петр Рыбалкин:

- Существует развитая система регулярно обновляемых рейтингов, при помощи которых абитуриент может выбрать подходящее для себя учебное заведение. К примеру, популярный в Великобритании рейтинг Times, позволяет сортировать учебные заведения по целому ряду характеристик, начиная от учебных программ, и заканчивая исследовательским возможностям того или иного университета.

Принимать во внимание следует и аккредитацию школы. Основными международными образовательными ассоциациями, выдающими аккредитацию бизнес-школам, являются AMBA, EQUIS и AACSB. Например, школа бизнеса Университета Астона в Великобритании имеет все три вышеперечисленные аккредитации. Это очень выгодно выделяет ее, так как в целом в мире менее 1% бизнес-школ могут похвастаться подобной тройной аккредитацией.

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- По данным президента Российской ассоциации бизнес-образования Л.И.Евенко, в целом, сегодня 104 образовательных учреждения предлагают программы, называемые МВА, в том числе 58 из них имеют лицензии и выдают государственные дипломы Минобрнауки России. Примечательно, что, несмотря  на все еще высокую концентрацию образования по программе МВА в Москве (более 80% всех выпускников), такое образование проводится в более чем 20 городах России. В числе этих городов - Казань (КГФЭИ).

Привлечение высококвалифицированных преподавателей, имеющих опыт работы в бизнесе, - одна из главных проблем в образовании. По нашему мнению, преподавание взрослой аудитории – это особый дар. На программе МВА КГФЭИ работают преподаватели, знающие международную практику, языки, имеющие опыт работы в бизнесе и способные реально преподавать в рамках программ бизнес-образования. Так как там необходима способность кратко и точно излагать проблему, рассматривать ее современные особенности и возможные варианты практического решения. Именно поэтому мы организуем стажировки наших преподавателей в зарубежных компаниях. Мы стремимся привлекать к чтению лекций опытных специалистов-практиков. Опыт показывает, что хороший результат дает включение в учебный процесс мастер-классов.

Мы направляем наших преподавателей на семинары и курсы повышения квалификации, приглашаем ведущих преподавателей бизнес-образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Франции, Голландии, Польши. У нас работают ведущие преподаватели бизнес-образования Высшей школы менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики, Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Государственного университета управления.

Марат Мансурович г. Казань:
Как Вы прокомментируете мнение о том, что задача любой бизнес-школы не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы ее студенты эти знания сами взяли?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Да, знания, как и деньги не дают их зарабатывают или крадут. Школы дают возможности, если они у них есть!

Алексей Базлов Алексей Базлов:

- Марат Мансурович, на Ваш вопрос я бы ответил так. Разница между ситуацией, когда студенты получают знания и ситуацией, когда студенты берут знания, заключается в степени вовлечения студентов в процесс их обучения. Ситуация, когда бизнес-школа дает знания, подразумевает пассивную роль студента, который может воспринять то, что ему предлагают, а может и не воспринять, если он к этому еще не готов. При этом бизнес-школа сама определяет, что студенту сейчас нужно, а что не нужно. Ситуация, когда студент берет знания, а еще лучше навыки применения знаний, означает, что студент вовлечен в определение того, что ему сейчас нужно, а бизнес-школа готова подстраиваться под каждого студента и давать ему именно то, что сейчас этим студентом наиболее востребовано (конечно, в рамках заявленной тематики). Другими словами, студент берет то, что он готов взять.

Например, в Открытом университете Великобритании, тьютор как раз и является тем инструментом, который призван подстраивать работу бизнес-школы под потребности каждого студента. Тьютор работает с каждым студентом индивидуально, помогая ему освоить знания и навыки в той области, которая этому студенту сейчас важнее и нужнее. Если какая-то тема в учебных материалах представляется студенту наиболее актуальной и интересной, то тьютор готов дополнительно обсуждать с этим студентом особенности применения изучаемых подходов для организации, где этот студент работает, раскрывать "подводные камни", искать границы применимости того или иного инструмента и т.д. Обратите внимание, инициатива в получении дополнительных познаний исходит именно от студента, это его осознанный выбор, это его интерес. Это тот самый случай, когда студент вовлечен в выбор, он сам решает, что ему сейчас нужно. Известно, что когда взрослый человек (а именно взрослые люди являются нашими студентами) проявляет инициативу в получении тех или иных знаний и навыков, то эти "взятые" знания и навыки запоминаются и усваиваются гораздо лучше по сравнению с теми знаниями, которые "дают".

Илья Антонов Илья Антонов:

- Скажу относительно нашей бизнес-школы. Используемая нами технология основывается на особенностях обучения взрослых.  Взрослый человек получает пользу от обучения, если он применяет полученные знания на практике. Поэтому ключевая задача бизнес-школы помочь слушателю применить эти знания с помощью различных мероприятий: семинаров, письменных работ по их деятельности, консультаций. Если студент не хочет получить новые знания, то, к сожалению,  никакого результата от обучения он не получит.

Ирина Антонова Ирина Антонова:

- В сфере бизнес-образования одной из главных черт является большая доля самостоятельного участия слушателя в обучении, поэтому задача любой бизнес-школы состоит не только в том, чтобы давать знания, но и предоставить клиенту возможность для самостоятельных исследований.

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- Спецификой бизнес-образования является необходимость решения в процессе работы со слушателями не одной традиционной для образовательного учреждения задачи, а трех:

  1. это собственно новые знания, получаемые от преподавателей;
  2. общение с другими слушателями - коллегами, что обеспечивает обмен опытом и формирование дополнительного знания;
  3. возможность установления новых связей со слушателями и выпускниками программы - связей, которые могут оказаться полезными в будущем бизнесе.

Следует подчеркнуть равнозначность этих аспектов обучения. Прежде всего, слушатели приходят на программу МВА с определенным опытом за плечами, и для них образование никак не сводится к тому, что могут дать им преподаватели, даже если это квалифицированные эксперты с собственным опытом работы в бизнесе. К тому же бизнес - это всегда контакты, связи. И учеба должна оставить след в этом отношении. Мы организуем учебный процесс таким образом, чтобы все знания извлекались из практической деятельности и личного опыта.

Петр Рыбалкин Петр Рыбалкин:

- Существует мнение о том, что основная задача любого преподавателя - это не научить ученика чему-либо, а заставить поверить в то, что в его силах познать мир вокруг себя, в то, что в мире все подвластно его пытливому уму.

В полной мере это можно отнести и к системе современного европейского образования, которое развивает в студентах стремление к проявлению собственной инициативе, к самостоятельному изучению той или иной проблемы в рамках своей образовательной программы.

Любая современная бизнес-школа ставит своей целью научить студента самостоятельно мыслить и принимать собственные стратегические решения. Под это заточен и ее учебный план - умелое сочетание теоретического материала и самостоятельной работы, а также различных workshops, на которых студент может научиться применять усвоенный материал.

Елена г. Казань:
Сколько времени потребуется, чтобы стать профессионалом в сфере коучинга?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Елена, коучинг или наставничество может быть в разных сферах. Время обучения зависит от того, какая это сфера, если это коучинг топ-менеджеров, то обучение, на мой взгляд, займет 15 лет.

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Это зависит от того, в какой точке Вы стартуете. Если Вы начинаете с нулевого уровня, то за первые полгода Вы будете уметь больше, чем 80% тех, кто называет себя коучами.

Для того, чтобы обучиться на программе по коучингу - от 4 до 6 месяцев, 4 модуля по 4 дня. Однако, если Вы хотите стать высокопрофессиональным коучем, то это будет зависеть от Вашей практики - в процессе обучения и после него необходимо проводить много коучинговых сессий, а также взять себе в наставники профессионального коуча и позаниматься с ним. Уровень профессионализма после проведения 100 часов, 750 или 2500 достаточно отличается.

Константин В. г. Казань:
Есть ли у вас курсы, на которых учат, как открыть свое дело?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Да, есть. Это курс "Предприимчивый менеджмент".


Илья Антонов Илья Антонов:

- Да, есть. Курс называется "Предприимчивый менеджер: как открыть новое направление деятельности, систематизировать управленческий опыт". Цель курса - с помощью изучаемых управленческих инструментов составить бизнес-план Вашего предприятия или нового направления деятельности. Подробнее о программе Вы можете посмотреть на нашем сайте.

Ленар Ш. г. Нижнекамск:
Предусмотрено ли у вас дистанционное обучение?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Да, есть такая форма.


Илья Антонов Илья Антонов:

- Полностью дистанционного обучения у нас нет. Такой формат не подходит для наших людей. В рамках нашей технологии (очно-заочной), дополнительно к самостоятельному изучению учебных материалов, Вы посещаете очные занятия, группы взаимопомощи, личные консультации.

Петр Рыбалкин Петр Рыбалкин:

- Да, некоторые зарубежные учебные заведения предлагают пройти программу дистанционно. Например, бизнес-школа Университета Астона в Великобритании предлагает ряд программ для дистанционного обучения. Это позволяет иметь больше времени для прохождения программы и не отрываться от работы. Такие программы предполагают большей частью самостоятельное изучение материала, при дистанционной поддержке преподавателя, а также одну неделю очного обучения в год в Великобритании.

Алмаз г. Казань:
Вопрос Булату Тухватуллину, директору по стратегическому развитию ООО "ДАР ЛИНК-ИДЕЯ". Популярны ли выездные школы английского языка, которые проводит ваша организация?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Алмаз, в связи с кризисом мы решили повременить с развитием этой формы обучения.

Сергей Л. г. Казань:
Почему последние года два люди особенно сильно стали интересоваться обучением коучингу?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- На мой взгляд, начинается очередная акция. Реально коучинг или наставничество возможно при большом жизненном опыте и понимании нескольких областей и психологии. Коучи довольно много зарабатывают и те, кто не знает, что за этим должно стоять, видят только привлекательность доходов, но не видят, какой должен быть опыт.

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Коучингу сейчас, действительно, стали обучаться очень активно, образно говоря, в "промышленных масштабах". Прежде всего, коучингом заинтересовались руководители бизнеса: обучившись, они немедленно внедряют метод коучинга у себя в компаниях, понимая, что результаты окупаются меньше чем за полгода.

Когда-то в Казани мы начинали с Мэрилин Аткинсон программу обучения коучингу и к нам пришло много бизнесменов (тогда как раз был год юбилея города). Можно сказать, что казанские бизнесмены - одни из самых прогрессивных в России, поскольку они раньше других обнаружили пользу, которую приносит коучинг. Конечно же, когда необходимо находить новые ресурсы повышения эффективности работы сотрудников, руководители понимают, что старые командные методы руководства не срабатывают. С другой стороны заметно, что и молодые специалисты активизировались: они хотят проявлять свою инициативу, более того, хотят быть вкладом в компанию. И их уже не устраивает, если кто-то указывает им что и как делать. Молодые специалисты зачастую владеют целым спектром  эффективных технологий, о которых их руководство  не знает.

Вероника Р. г. Набережные Челны:
Где можно обучиться коучингу в Татарстане или в ближайших регионах?

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Международный Эриксоновский Университет, пока единственный в СНГ, где студентов обучают по стандартам ICF (Международной Федерации коучинга). Этого стандарта придерживаются во всем мире. В Татарстане, к сожалению, сейчас нет нашего представительства. Так что ближайшее место обучения коучингу - это  Москва. Надеемся, что через некоторое время у нас появится надёжный партнёр, и мы сможем открыть филиал  и в Казани.

Анвар г. Казань:
Анна Лебедева, расскажите про тренинг "Эриксоновский гипноз в бизнесе".

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Спасибо за вопрос, Анвар. Милтон Эриксон, чье имя носит наш университет, был величайшим гипнотерапевтом. И методы эриксоновского гипноза применяются в бизнесе. Однако вопрос не совсем ко мне, мы последние 8 лет занимаемся коучингом и семинары по гипнозу не проводим.  Поэтому рассказать про тренинг я Вам не смогу.

Алия г. Казань:
Если мы уже обучаемся по программе MBA или по Президентской программе надо ли нам дополнительно обучаться коучингу или программы достаточно?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Если Вы хотите чтобы Ваши партнеры и сотрудники развивались, как личности, то тогда нужно. Если Вы их просто эксплуатируете, то нет.

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Я хорошо знакома с бизнесменами Татарстана, со многими из них Эриксоновский университет плодотворно сотрудничает. Большинство из них имеют не одно образование, а два, три и даже больше. Меня поражает и восхищает то, что они всё ещё готовы учиться! Сейчас мы работаем с несколькими бизнес-школами в России (например, со Сколково), с филиалами западных школ. Наши студенты - люди, которые уже получили  фундаментальное образование и в бизнесе, и в сфере финансов, и в маркетинге, все они великолепно владеют международными экономическими  дисциплинами.

Меня восхищает то, что они хотят дополнительно обучиться ещё и коучингу. Потому что им важно усовершенствовать и оттачивать свои навыки управления людьми. Ведь в программах MBA - больше про управления бизнесом (хотя, это только моё личное мнение, возможно, вы со мной и не согласитесь). А где же люди? Именно коучинг как "наука и искусство" даёт прогрессивным лидерам, руководителям бизнеса, инструменты эффективного взаимодействия с сотрудниками. И  эти инструменты идеально работают в коммуникации "человек-человек", потому что они изначально для этого предназначались. Все вы знаете, что сейчас во всём мире именно "человеческий фактор" определяет экономические успехи ведущих компаний. Нужен ли коучинг вашей компании? Только вам решать.

Тимур г. Казань:
Предусмотрена ли в Ваших компаниях система скидок на образовательные курсы? Если да, то на какие программы она распространяется?

Илья Антонов Илья Антонов:

- Скидки предоставляются, если кто-то уже учился из Вашей компании, скидка от количества слушателей, скидка за предоплату, партнерские скидки, которые мы предоставляем клиентам наших партнеров. Их точный размер зависит от программы, по которой Вы хотели бы учиться.

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Да, на программе "Наука и Искусство Коучинга" при единовременной оплате 2-4 модулей есть скидка 10%.

Светлана Афанасьевна г. Казань:
Прошу ответить представителя Министерства образования И.Гиниятова. Я педагог со стажем 16 лет. За получение бизнес-образования сейчас приходится платить большие деньги. Программа МВА стоит 390 000 рублей, таких денег у меня нет. Я думаю, что и у других участников конференции тоже не бесплатно обучение. Каким образом БЕСПЛАТНО я могу повысить свой образовательно-профессиональный уровень и перейти на другую работу, связанную с активным бизнесом?

Идгай Гиниятов Идгай Гиниятов:

- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.1997 № 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" с 1998 года в Республике Татарстан реализуется на условиях софинансирования Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Функции заказчика и контроль за реализацией Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Республике Татарстан возложены на Министерство экономики Республики Татарстан.

В реализации Государственного плана в качестве образовательного учреждения участвует Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина.

Обучение специалистов в рамках Государственного плана возможно по базовым образовательным программам (тип "В" - basis) по пяти направлениям: "Менеджмент", "Маркетинг", "Финансовый менеджмент", "Инновационный менеджмент" (КГУ) с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе участия в аудиторных и внеаудиторных занятиях под руководством преподавателя и самостоятельного освоения учебного материала.

Отбор в программу осуществляется в конкурсном порядке, где заявителю предлагается пройти 2 вида тестирования: иностранный язык, психологический тест, профессиональное тестирование в виде собеседования. Одним из важных условий для участия в программе является знание иностранного языка и наличие темы проектного задания, которая в дальнейшем будет реализована выпускником программы после окончания обучения. Более подробная информация о государственном плане подготовки управленческих кадров размещена на сайте: www.eduman.ru

Выпускники  Программы в Республике Татарстан при желании могут пройти стажировку на ведущих предприятиях: Германии, Японии, Франции, Италии, США, Голландии, Дании, Греции, Испании, Великобритании, Финляндии. Стажировку на лучших предприятиях Российской Федерации.

Отбор на стажировки осуществляется также в режиме открытого конкурса. Критериями готовности являются свободное знание иностранного языка и умение сформировать не "учебную", а реальную задачу по решению проблем развития кампании, в которой работает стажер. Поэтому актуальность проектных заданий и планов стажировок определяют руководители направляющих предприятий; они же затем содействуют реализации разработок.

Вернувшись на свои предприятия, стажеры, как правило, за короткий срок занимают там ведущие позиции или возглавляют самостоятельные направления, открывают свое дело. После обучения в рамках Государственного плана повышены в должности 740 (57,7%) специалистов.

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Есть масса бесплатных или экономных образовательных ресурсов. Для того чтобы выбрать для Вас, нужно знать чуть больше, чем Вы о себе описали. Если нужна помощь, то позвоните мне, и я помогу Вам.

Станислав Кириллов г. Мензелинск:
В программе "Предприимчивый менеджер", предлагаемой МЦДО, говорится, что за 6 месяцев обучения я найду единый язык общения с руководством предприятия и партнерами. Можно узнать, кто меня этому будет учить? Насколько профессиональны сами преподаватели?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Вас будут обучать тьюторы, которые сами работают в условиях реального бизнеса.

Илья Антонов Илья Антонов:

- Обучение проводят тьюторы (преподаватели-консультанты). Это специалисты, целью которых является организовать процесс образования и самообразования слушателя. Обычно в нашей бизнес-школе, это руководители организаций, бизнес-консультанты, закончившие наши образовательные программы и прошедшие специальную подготовку для работы тьютором. Их задача - добиться, чтобы каждый слушатель получил результат от обучения. Оценить их профессионализм Вы можете, придя на любое очное занятие, которое они проводят или пообщаться с выпускниками. Тьюторы имеют уже большой опыт работы, как на практике, так и проведения обучения.

Мария г. Елабуга:
Какие новые образовательные программы появятся в бизнес-школах в 2010 году?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- В нашей программе стоит разработка опций к МВА "Эффективная карьера". Это продукт, позволяющий клиентам увеличивать личные доходы и использовать обучение, как карьерный лифт. МВА Executive "Эффективный менеджмент" - продукт, позволяющий увеличивать эффективность предприятия. А также программа подготовки риэлтора и "МВА риэлтор", подготовка квалифицированных риэлторов и администраторов для офисов по недвижимости. И наконец, программа подготовки "Инновационный драйвер" для подготовки менеджеров способных разрабатывать программу инновационного развития и управления интеллектуальной собственностью предприятия.

Алексей Базлов Алексей Базлов:

- Мария, осенью 2010 года Международный институт менеджмента ЛИНК, а значит, и наша Школа запускает новое поколение программы "Менеджер-профессионал", которая предназначена для подготовки менеджеров широкого профиля, разбирающихся в управлении персоналом, в маркетинге и финансах организации. Эта программа длится целый год и строится на основе проблемно-ориентированного подхода к обучению, про который я рассказывал в ответах на вопросы Гузели из Набережных Челнов и Марины из Казани. После успешного завершения обучения по этой программе наши студенты получат профессиональный сертификат в области менеджмента Открытого университета Великобритании.

Илья Антонов Илья Антонов:

- У нас изменяется первая ступень программы MBA, с осени 2010 года вводится новый курс, который больше соответствует требованиям текущего менеджмента. Также мы будем предлагать новые краткосрочные корпоративные и открытые семинары по всем нашим направлениям.

Марат г. Набережные Челны:
В каких компаниях коучинг хорошо приживается?

Анна Лебедева Анна Лебедева:

- Раньше всего коучинг стали внедрять в телекоммуникационных компаниях: Вымпелком, МТС, Мегафон и другие компании высокого технического уровня. За последние два года коучинг стал хорошо распространяться как в малом, среднем, так и в крупном бизнесе. Это крупные издательские дома, которые издают глянец, большие банки. Самый крупнейший наш клиент - Сбербанк России. Он привлекает коучей Международного Эриксоновского университета, а также заказывает программу обучения коучингу внутри. Также коучинг внедряют компании производственно-торговые, пищевая промышленность, металлургическая, нефтяная. Если же говорить о среднем и малом бизнесе, то когда руководитель завязан на 15-20 ключевых сотрудников, то задавать вопросы и повышать инициативность подчиненных, в любом случае, его одна из самых важных управленческих компетенций.

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Коучинг приживается в компаниях, где руководитель занимается развитием личности, как своей, так и своих подчиненных. 
В компаниях, где просто эксплуатируются сотрудники и руководитель склонен к манипулятивной методике управления,
коучинг точно никогда не приживется.

Галина Маштакова г. Казань:
Считаете ли Вы эффективной такую форму бизнес-образования, как тренинги? И если да, то, в каких случаях ее лучше использовать?

Булат Тухватуллин Булат Тухватуллин:

- Тренинги на определенно заданные темы в силу избытка общеизвестных истин, малоэффективны, т.к. по их завершению остается лишь впечатление. Корпоративные школы по разработке и внедрению системы корпоративной подготовки персонала для достижения стратегических целей очень востребованны, т.к. позволяют достичь конкретных результатов и повысить эффективность деятельности компании.

Илья Антонов Илья Антонов:

- Тренинг дает хороший результат при отработке определенного навыка. Например, проведения переговоров. Тогда он эффективен. Для получения новых знаний такая форма обучения не всегда уместна.

Алексей Базлов Алексей Базлов:

- Галина, опираясь на свой опыт, могу сказать, что тренинги наиболее эффективны в тех случаях, когда нужно быстро освоить, я бы сказал, отточить тот или иной навык, то или иное умение. Как правило, в ходе тренинга развивается какой-либо один навык, например, навык работы с возражениями покупателя, публичных выступлений и т.п. Я убежден, что глубокое бизнес-образование получить с помощью тренингов нельзя, тренинги не предназначены для того, чтобы сформировать системное представление об управлении фирмой. Для того, чтобы получить управленческие навыки, нужно обучаться по какой-либо комплексной долгосрочной программе.

Булат Тухватуллин г. Казань:
Вопрос Идгаю Гиниятову.
Рустем Минниханов в недавнем выступлении совершенно верно заметил, что так называемое передовое оборудование, которое мы закупаем за рубежом, продукт устаревший. При таком подходе в соответствии с концепцией жизненного цикла товара РФ уготована роль аутсайдера. В тоже время наши отечественные разработки типа ТРИЗ и АРИЗ позволяют создавать принципиально новые технологии и передовые инновационные продукты. Что делает правительство в сфере образования для взрослых, чтобы уйти от вторых ролей и претворять стратегию инновационного развития? Есть ли формы поддержки преференций налоговых освобождений кредитов для граждан, получающих инновационное образование?

Идгай Гиниятов Идгай Гиниятов:

- Во-первых, чтобы внедрить новые технологии необходимо совместно участвовать в международных проектах по разработке современных технологий, например, в рамках Open innovation.

Во-вторых, ТРИЗ и АРИЗ являются старыми технологиями индустриальной экономики, для постиндустриальной экономики разрабатываются новые социальные сети в интернете, необходимо участвовать в разработке и внедрении новых технологий, чтобы очередной раз не отстать от зарубежных компаний.

В-третьих, к сожалению, предлагаемые программы  инновационного образования устарели. В настоящее время министерством экономики Российской Федерации в рамках работы президентской комиссии модернизации технологического развития разрабатывается комплекс мер по стимулированию для активизации инновационной деятельности, в том числе подготовка и обучение кадров для инноваций в экономике.

Булат Тухватуллин г. Казань:
Вопрос Азату Ганееву. Отечественная практика менеджмента на постсоветском пространстве Евразии существенно отличается, как от Американской модели рационального манипулирования, которой придерживается Европа, так и от азиатской модели  непрерывной адаптации. Есть ли в планах у правительства инициация процесса  создания отечественной школы бизнеса, учитывающей особенности разнообразия евразийского пространства? Что Вы думаете нужно делать в этом направлении? Или  нас устраивает роль аутсайдера работающего под западными франшизами?

Азат Ганеев Азат Ганеев:

- Уважаемый Булат Тухватуллин. Наша программа МВА реализуется в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)", утвержденными 1 марта 2008 года, которые определяют структуру содержания программы, что учитывает теорию и практику российского менеджмента, а также мировые достижения в области менеджмента. А сама программа МВА КГФЭИ образована на европейских принципах МВА. Приобщение слушателей к передовым достижениям в теории и практике зарубежных стран осуществляется путем приглашения иностранных преподавателей.

TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции!

25 мая
Представительства компаний
Архив информации
выберите дату