Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

"Разве так асфальт укладывают?"

Минниханов раскритиковал дорожников Татарстана

Путин предупредил глав регионов, что нельзя снижать уровень и время преподавания русского языка в школах. Вы согласны?
100%Да
0%Нет
Все опросы

В районах Татарстана измерили деловой климат

02.03.2017 деловой климат в татарстане деловая активность в татарстане бизнес в татарстане малый и средний бизнес в рт

Уровень делового климата в Татарстане по сравнению с 2013 годом в большинстве муниципальных районов улучшился, особенно в таких компонентах как "инфраструктура" и "инвестиционная политика". Самыми проблемными компонентами остаются "активность бизнес-сообществ" и "прозрачность", что может поставить под угрозу достижение целей стратегии "Татарстан-2030". TatCenter.ru публикует полную версию мониторинга делового климата и предпринимательской активности в республике.

В Елабужском районе и Казани отмечен самый высокий уровень делового климата. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который провел вице-президент ассоциации МСБ РТ Рафик Шайхудинов совместно со студентами Института управления, экономики и финансов КФУ. Мониторинг проведен в формате ежегодного исследования группы Всемирного банка Doing Business на основе данных Татарстанстата. Его итоги представили в Торгово-промышленной палате РТ.

"Исследование не говорит, где лучше, а где хуже, мы отслеживаем динамику, а не сравниваем районы. Оно отражает показатели делового климата и деловой активности за 2013−2015 годы", - сказал Шайхутдинов, уточнив, что 2016 год в докладе не представлен из-за отсутствия итоговых статистических данных.

Он отметил, что в целом уровень делового климата в Татарстане по сравнению с 2013 годом в большинстве муниципальных районов улучшился, особенно в таких компонентах как "инфраструктура" и "инвестиционная политика". Самыми проблемными компонентами делового климата в большинстве районов РТ остаются "Активность бизнес-сообществ" и "Прозрачность", без которых весьма проблематично стимулирование деловой активности и тем более достижение целей стратегии "Татарстан-2030".

Высокий уровень делового климата отмечается в Казани, Чистополе, Аксубаево, Елабужском и Заинском районах. Самые низкие показатели в Ютазинском, Лениногорском, Рыбнослободском, Арском районах.

В Казанской агломерации лидером по деловой активности стал Верхнеуслонский район, хуже всего дела обстоят в Зеленодольске. В Закамье лидеры - Аксубаево и Чистополь, а в аутсайдерах Спасский и Новошешминский районы. В Набережночелнинской агломерации деловой климат лучше в Елабуге и Актаныше, хуже всего - в Нижнекамском и Менделеевском районах.

Деловая активность — это темпы появления предприятий, размеры инвестиций, размер роста оборота и создания новых рабочих мест.

Деловой климат — это условия для хозяйственной деятельности и инвестиций. Их определяют местное регулирование, традиции и практика хозяйственных отношений, которые, в свою очередь, влияют на изменение масштабов и характера производства.

Отметим, подобное исследование проводится в республике во второй раз. Первый мониторинг деловой активности в РТ был проведен в 2013 году. Его результаты использовались в процессе разработки "дорожной карты" развития предпринимательства РТ на 2014-2016 г., а также муниципальных программ развития предпринимательства.

Шайхудинов привел данные Татарстанстата, согласно которым с 1 января 2013 по 1 января 2016 год по республике отмечено сокращение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 3255 единиц. В том числе стало меньше на 2787 индивидуальных предпринимателей, малых - на 614, при этом количество средних компаний возросло на 46 единиц.

Кроме того, спикер отметил, что важно принимать во внимание неравномерность деловой активности по муниципальным образованиям.

"В 11 районах отмечен рост числа количества малых предприятий (МП), в 32-х их число сократилось, в двух районах осталось на прежнем уровне. В 26 районах отмечен рост числе средних предприятий (СП), в 17 их стало меньше. Количество ИП сократилось 26 районах, в десяти - увеличилось ", - рассказал Шайхудинов.

Что касается финансовой динамики, то рост оборота малых предприятий отмечен в 38 районах, снижение в 4, в 3 районах он остался на прежнем уровне. Оборот СП вырос в 20 районах, снизился в 23-х. Численность работников МП увеличилась в 41 районе, СП в 12 районах. Инвестиционная активность СП увеличилась в 12 районах, снизилась в 31 районе.

По уровню концентрации МП Татарстан занимает 7 место среди регионов ПФО - около 135 предприятий на 10 тыс. жителей.

Среди городских районов республики отмечена наибольшая концентрация МП в Казани - 232 на 10 тыс. жителей. Среди сельских районов выделяются Тукаевский район с максимальным показателем - 162 МП и Аксубаевский район с минимальным показателем - 23 МП на 10 тыс. жителей.

По информации вице-президента ассоциации МСБ РТ, повышение деловой активности, отмеченное в Елабужском, Актанышском, Заинском, Черемшанском, Ютазинском и некоторые других районах обеспечено за счет показателей интенсивного развития.

"Этому способствуют рост оборота, увеличения численности работников и инвестиций. Весьма примечательно, что среди районов с наибольшим уровнем деловой активности преобладают сельские районы", - пояснил Шайхудинов.

При этом он уточнил, что отмеченное снижение численности работников при росте оборота в расчете на одно предприятие может быть проявлением начала пути к новой, кардинально более производительной и высокотехнологичной экономике.

"Эти процессы заслуживают более глубокого анализа в районном и отраслевом разрезах, – сказал Шайхудинов. - Признаки завершения этапа экстенсивного развития предпринимательства в большинстве муниципальных образованиях Татарстана, отмеченные еще результатами мониторинга 2013 года, получили новое подтверждение.

 

Вполне возможно, что это начало постепенного перехода от эпохи массового открытия новых МП и ИП к развитию действующих предприятий, их модернизации, росту производительности и оборота на 1 работника и повышению доли МСП в Валовом территориальном продукте", - считает он.

В ходе обсуждения результатов мониторинга, участники круглого стола отметили значимость проведенного исследования и его пользу в выявлении резервов для улучшения делового климата, обновлении роли общественных институтов развития, а также повышения деловой активности МСП, что поможет реализации целей стратегии "Татарстан-2030".

Между тем, мониторинг лишь фиксирует наблюдаемые процессы, но не объясняет причинно-следственных связей, а выводы, сделанные по результатам мониторинга, основаны лишь на сопоставлении установленных фактов.

Результаты мониторинга могут быть полезны для предпринимателей, общественных институтов, например: Общественной палаты РТ, Торгово-промышленной палаты РТ, Советов предпринимателей, бизнес-ассоциаций, а также для представителей органов государственной и муниципальной власти, в интересах более динамичного развитии СМСП.

Стоит отметить, что в 2013 году исследование финансировалось государством, однако нынешний мониторинг проводился на общественных началах.

"Первое исследование было профинансировано министерством экономики РТ в сумме 193 тысячи рублей. Это было по государственному заказу, все было официально. Но и то эта сумма составляла лишь часть затрат, естественно, она не покрывала все потраченных средств. И, тем не менее, это был вклад. Сейчас без государственных ресурсов, сами", - резюмировал Шайхудинов.

Мониторинг делового климата и деловой активности Татарстана - 2016

Лиана Санамян

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий



Представительства компаний
Архив информации
выберите дату