Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

Метшин о Роналду, Месси и футболе

По планам, в конце 2017 года под Казанью начнется строительство мусоросжигательного завода. Поддерживаете ли Вы идею строительства?
36%Да
64%Нет
Все опросы

Почему в России мало промышленных роботов

15.11.2016 робототехника автокластер автопром

В России на 10 тыс. работников приходится всего лишь один промышленный робот, в то время как в Южной Корее - 531, а в Японии - более 300. Почему российские заводы не закупают манипуляторы и как Татарстан способен повлиять на рынок робототехники - материал TatCenter.ru.

Плотность роботизации в России почти в 70 раз ниже, чем в среднем по миру, пишут Ведомости со ссылкой на исследование Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР).

В мире на 10 тыс. работников в 2015 году приходилось 69 промышленных роботов, а в России - всего один. Больше всего плотность промроботов в Южной Корее - 531 на 10 тыс. работников, в Сингапуре (398) и Японии (305). В среднем, в России за продажи роботов составляют 500–600 штук на 5,1 млрд рублей, и это всего 0,25% мирового рынка. 

В Китае ежегодно закупается на два порядка роботов больше, в Южной Корее - более 38 тыс., в Японии - 35. 

Промышленные роботы есть и на татарстанских предприятиях. Так, КАМАЗ с начала 2015 года купил 26 роботов и довел их общее число на предприятии до сотни, а до 2019 года планирует купить еще 578 штук, рассказал пресс-секретарь компании Олег Афанасьев

"Что касается внимания к проблемам робототехники, то в Татарстане оно одно из самых высоких в стране. Плюс к этому есть большие предприятия, как КАМАЗ, смежники - они достаточно активно развивают робототехнику по сравнению с другими регионами.

 

Например, в Челнах есть компания "Эйдос-Робототехника", которая с поддержкой местных властей разрабатывают парк роботов, которые она делает, сканируя образцы и изготавливая запчасти. Это интересные решения", - рассказал корреспонденту TatCenter.ru президент НАУРР Виталий Недельский

Первые промышленные роботы появились на фабриках в 1961 году. Это случилось тогда, когда Unimate присоединился к рабочей силе General Motors. Это была 1814-килограммовая рука, присоединенная к огромному стальному барабану. Роботы Unimate славились своей универсальностью: могли заливать жидкий металл, автоматически сваривать металлические тела вместе и манипулировать 227-килограммовыми грузами. 

Автопром и в целом машиностроение и сейчас может придать новый виток развития робототехники в России. В первую очередь, это сварочные операции, которые окажутся полезными в производстве машин, тракторов, оборудования, судо- и авиастроении. Среди других перспективных сфер - логистика (оснащение складов, транспортировка), производство электроники. В следующие пять лет, если не будет падения экономики, будет происходить обновление фондов, в том числе и за счет робототехники, считает Недельский.

"В прошлом году было 500-600 закупок, мы не знаем, сколько будет в 2016 году, но за следующие 5-7 лет объемы ежегодных закупок должны вырасти в 5-10 раз. Большие корпорации включатся в эту работу, в том числе с поддержкой минпромторга", - говорит Недельский. 

Низкий спрос на промышленных роботов объясняется слабой информированностью технического менеджмента предприятий о возможностях роботов и инерцией их мышления, небольшим количеством технологически развитых промпредприятий, считают эксперты, опрошенные изданием. При этом они отмечают, что роботы решают много проблем: они могут работать в три смены, с ними можно снизить коммунальные расходы и в целом издержки производства за счет автоматизации. 

Еще одна проблема - сертификация роботов. Существующие сегодня в России ГОСТы - 28 стандартов и 8 рекомендаций - созданы в начале 1980-х. Все они относятся к промышленным роботам и манипуляторам и совершенно не затрагивает сферу сервисных роботов. Новые ГОСТы к концу года планирует создать национальный центр развития робототехники Фонда перспективных исследований, пишет Коммерсант.

"Идет плановое обновление ГОСТов, но это не критично. Старые ГОСТы не являются запрещающим фактором для установки роботов, но правильный ГОСТ был бы стимулирующим фактором", - поясняет Недельский.

В челнинском центре прототипирования и внедрения отечественной робототехники, открывшемся еще в 2015 году, подмечают еще одну проблему.

"Имеющиеся заказы в Татарстане обслуживают организации соседних регионов, тем самым лишая возможности взращивания необходимых компетенций в среде местных ИТ-компаний, специализирующихся на автоматизации производств", - говорится на сайте центра. 

Аналогичная челнинскому центру лаборатория открылась и в Казани, и, кроме услуг по прототипированию и внедрению роботизированных комплексов и оборудования, занимается разработкой промышленных технологий.

"Концепция двух "лабораторий" центра прототипирования призвана объединить в единую структуру и скоординировать деятельность компаний разработчиков (преимущественно г. Казань) и компаний интеграторов (преимущественно г. Набережные Челны)", - говорится на сайте центра. 

Конечно, есть и ценовые вопросы. Средняя цена промышленного манипулятора - от 50 до 100 тыс. долларов. "Но решение нужно умножать на три, потому что еще есть софт, оснастка, изменение технологий. Если манипулятор импортный, то за границу уходит треть цены, а две трети цены остаются в России, но если все остальное российское", - объясняет Недельский. 

В целом, машиностроительный кластер Татарстана и Иннополис вкупе со сколковским робоцентром и ассоциацией "Радтех" должны создать инновационную экосистему для создания промышленных роботов. Кроме Татарстана, развития робототехники можно ожидать в Калужской области, а также Санкт-Петербурге и Москве, потому в этих регионах есть автокластер, а именно на автозаводах сейчас устанавливают промышленные роботы в больших объемах. 

Илья Иванов

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий



Представительства компаний
Архив информации
выберите дату