Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

В Казани почтили память жертв крушения Боинга в 2013 году

Путин предупредил глав регионов, что нельзя снижать уровень и время преподавания русского языка в школах. Вы согласны?
86%Да
14%Нет
Все опросы

Чего хотят работники, чтобы работать усерднее?

11.05.2016 опрос вциом работник работодатель рынок труда мотивация персонала

Увеличение зарплаты - главный, но не единственный стимул для повышения производительности труда. На усердность могут повлиять и возможность обучения, и профессионализм самого начальства. Портал TatCenter.ru разбирает данные опроса ВЦИОМ по отношению работников к труду.

Относительное большинство (45%) россиян считают труд делом, за которое необходимо платить, и, чем больше, тем качественней будут усилия (62%), сообщили социологи по итогам опроса, проведенного ВЦИОМ.

Среди других стимулов – нормальные условия труда (28%), ценность заработанных денег (24%), организация труда (23%), новая техника (17%), квалифицированное руководство (13%) и возможность обучения (12%). Разберем каждый пункт.

Опрос проведен 23-24 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек.

Главное - зарплата

Низкие зарплаты – одна из главных проблем страны по мнению жителей. Каждый десятый респондент (с начала 2015 года показатель варьируется от 10 до 16% , пик – в августе) другого исследования ВЦИОМ считает ее важнее, чем социальная политика, падение рубля и коррупция.

Повышение зарплаты главным стимулом для повышения качества труда называют 62% опрошенных. При этом для 45% респондентов труд – "это дело, чем лучше платят, тем больше делаю". 14% считают, что труд – это неприятная необходимость, столько же готовы вложить в труд все лучшее, независимо от заработка. Последних работников стало больше: в 1991 году этой точки зрения придерживались 11%. Впрочем, готовых бросить работу, если бы это можно было, стало еще больше – рост в два раза.

Среди молодежи от 18 до 24 лет доля тех, кто хотел бы совсем отказаться от работы, составляет всего 5%, к 44 годам эта цифра увеличивается более, чем вдвое (12%), а к 60-ти – в семь раз (35%). При этом среди молодых больше тех, кто считает, что какой бы интересной ни была работа, мешать удовольствиям она не должна – 34% в категории 18-24 против 23% среди 35-44 летних и 11% среди тех, кому за 60.

Люди с хорошим материальным положением готовы трудиться с большим рвением, чем те, кому денег недостаёт – только 8% обеспеченных готовы отказаться от работы, тогда как среди респондентов с плохим финансовым положением эта доля составляет 18%.

"Считалось, что труд при социализме – это обязанность и дело чести каждого члена общества. Но, как показывают опросы времен зарождения ВЦИОМ, работающие граждане ставили во главу угла материальную заинтересованность. Вопросы условий и организации труда, повышения квалификации были гораздо менее актуальны для трудящихся времен позднего СССР.

 

То, что за четверть века картина отношения работающих к стимулам труда не поменялась – подтверждает лишь версию того, что вполне рыночный запрос на высокую заработную плату был присущ советским гражданам не в меньшей степени, чем нашим современникам – людям, пропитанным "духом рыночных отношений". Закономерно возникает вопрос – не такое ли отношение к труду стало одной из причин слома социалистической экономики и последовавшего за этим краха СССР?", - комментирует результаты исследования руководитель управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Степан Львов.

Есть и другая точка зрения. Управляющий партнер Сибирской школы фасилитации Елена Литвинова говорит, что финансовая мотивация работает очень плохо.

"И сами люди, которые отвечают, что более высокая зарплата была бы для них мотиватором, находятся в плену иллюзий. Этой мотивации хватит на месяц, потом они захотят еще более высокой зарплаты...

 

Это нормально. Это механизм стремления к лучшему, который обеспечил выживание человеку как виду. Но работодателю стоит об этом знать, чтобы не израсходовать всю прибыль на мотивационные инструменты".

Прозрачный труд

Одно из решений дилеммы – переход на прозрачность. 28% респондентов заявили, что стимулом для них является создание нормальных условий труда, и прозрачность вполне можно отнести к этому тезису. Для сотрудников важно быть по-настоящему включенными в процесс - когда они понимают, что реально влияют на бизнес-процессы, когда финансовые схемы становятся более прозрачными - как, что и почему происходит, и какова их роль в процессах компании.

На что они могут рассчитывать завтра, на что они могут рассчитывать послезавтра, и нужно ли им уже искать отходные пути или в компании действительно все хорошо. Ни что сейчас так не губит отношения между сотрудником и компанией, как отсутствие этой прозрачности и ощущение, что от тебя что-то скрывают, говорит Литвинова. 

Тем компаниям, которые действительно заинтересованы в сохранении кадров, их мотивации и развитии эксперт советует ввести более плоскую структуру управления компанией и планы выставлять на группу, а не индивидуально.

"Да, несомненно, часть людей, которые работали только за зарплату - уйдет, но останется лучшая часть. Такие эксперименты (по уплощению структуры компании) в России уже существуют - у компаний в первую очередь небольших, динамично развивающихся, где руководители готовы к экспериментам. И тут важна роль лидера-руководителя, который не говорит, что делать, а доверяет сотрудникам. Так же, такие эксперименты возможны и внутри больших структур - в рамках подразделений, проектных групп, то есть в относительно обособленных структурах", - считает Елена Литвинова.

Ценная зарплата и ценный труд

Четверть респондентов стала бы работать лучше, если зарплата была более ценной. Если говорить о чисто финансовом смысле, то все плохо. Покупательская активность россиян достигла исторического минимума, зарплаты в 2015 году в реальном выражении уменьшились на 9,5% по сравнению с предыдущим годом, а располагаемые денежные доходы снизились на 4%.

Российский индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2016 года обновил исторический минимум, впервые за 11 лет наблюдений опустившись до 63 пунктов, писал Коммерсант. По оценкам Nielsen, рекордно низкой (82%) по итогам первого квартала 2016 года стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи. От трат на развлечения отказывались 59% опрошенных, а от покупки новой одежды — 61%. Более половины россиян (52%) признались в начале 2016 года, что переходят на более дешевые продукты. Почти треть жителей России, по данным Nielsen, также экономят на отпуске.

Ценность зарплаты также связана и с ценностью самого трудового результата. В 2013 году ВШЭ проводила анализ Европейского социсследования, согласно которому в России лишь 30% респондентов считают, что их мотивирует к ответственному труду польза для общества.

При этом в большинстве стран Западной Европы у наемных работников лидирует ценность трудовых результатов. Это все скандинавские страны (70-80% респондентов), а также Нидерланды (57%), Бельгия (56%), Швейцария (65%) и Франция (52%), второе по популярности место у наемных работников в этих странах занимает интерес к тому, чем человек занимается на работе – т.е. ценность, тоже не связанная с какими-то внешними вознаграждениями и обычно относимая к категории intrinsic; ценности же гарантированной занятости и заработка/продвижения вообще не попадают в список трех наиболее распространенных.

Усердность – более символ, чем показатель

Труд (и его усердность) оценивает и сам работник (а повышение организации труда считают стимулом для усердности 23% респондентов). При этом само по себе понятие "усердность" -  более символ, чем показатель, считает финансовый директор ООО "Параллакс" Дмитрий Кузнецов:

"Усердно можно и сидеть в уютном рабочем кабинете, ничего не делая, а еще и всячески пытаться добиться внимания начальства к своей персоне и изображаемой усердности. Ни в коем случае не умаляя векового уважения к самому понятию, в настоящее время все же стоит пользоваться более эффективными показателями оценки результатов труда.

 

Это и пресловутые KPI (пресловутые, ибо не стоит слепо верить в опыт западных менеджеров и, тем более, переносить его приметы в наши российские реалии без трансформации), и показатели "время/качество/объем", и конечно - параметры затрат при достижении одинаковых результатов. В нашей деятельности это как минимум сроки и качество выполнения проектов, что позволяет с точностью отследить вклад каждого члена команды в общее дело. А "показная усердность" лишь мешает, создавая излишнюю суету в ущерб работе".

Среди других стимулов для работников – внедрение новой техники и инструментов (17%). 13% респондентов считают, что их руководство недостаточно квалифицировано и это мешает им работать усердно. Еще 12% опрошенных готовы работать больше и усерднее, если у них будет возможность обучения на работе.

По сравнению с 1991 годом, работники называют стимулы все больше и больше. Так, 25 лет назад руководством не были довольны 10%, сейчас – 13%. Хотели учиться тогда – 8%, сейчас – 12%. Снижение только по пункту организации труда – в текущее время недовольных стало меньше на 3%. 

Илья Иванов

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий



Представительства компаний
Архив информации
выберите дату