Написать авторам

Мы в Twitter

Часть №4. "Бизнес-план и инвестирование проекта"

13.05.2013 

Как написать бизнес-план, максимально приближенный к реальности

Первое что мы сделали, это разделили планируемые  затраты на капитальные со сроком амортизации и на операционные ежемесячные.

Итак, ежемесячные операционные расходы(планируемые):

Статья расхода

Сумма, руб.

Аренда помещения

200 000

ФОТ администраторы (2 чел.), окладная часть

24 000

ФОТ управляющий, окладная часть

15 000

ФОТ директор (Станислав)

6 000

Налоги (по ФОТу)

18 000

Интернет

20 000

Клининговые услуги

10 000

Моб связь

1 000

Канцтовары

1 000

Сайт поддержка

3 000

Реклама

5 000

Коммунальные услуги, э/энергия

30 000

% по кредитам

32 000

Итого:

365 000

Аренду помещения считали, исходя из 400 руб. за 1 кв.м. и для площади 500 кв.м. (исходя из ТЗ к помещению).

При написании бизнес-плана не старайтесь прямо с точностью до 1 коп. выяснить все планируемые расходы. Поверьте мне, в реальности в любом случае будут расхождения минимум 15% (из моего опыта). Берите доступные данные из интернета, из своей жизни, из анализа аналогичных проектов, занимайтесь шпионажем, где угодно, НО: быстро и более-менее приближенные и аргументированные. Иначе, написание бизнес-плана превратиться в головную боль и растянется на месяцы.

Например, как мы считали:

  1. Аренду помещения считали исходя из 400 руб. за 1 кв.м. и для площади 500 кв.м. (исходя из ТЗ к помещению).
  2. ФОТ администраторов и управляющего, исходя из существующей у нас в "ЭкоСити" системы мотивации. ( ее мы разработали по книге Радмило Лукича)
  3. ФоТ директор минимальный, так как Станислав является совладельцем (50%) и заточен под дивиденды
  4. Интернет: изучили сайты провайдеров и взяли данные оттуда по расходам.
  5. Клининговые услуги: аутсорсинг, такие предложения на рынке на наше ТЗ по уборке (из интернета взяли)
  6. Моб связь, канцтовары: мелочи конечно, но на мелочах и происходит неэффективные траты.
  7. Сайт поддержка: аутсорсинг, нашли компанию- это ее предложение под наше ТЗ
  8. Реклама: столько денег мы готовы тратить на этот вид расхода.
  9. Коммуналка, э/энергия: у меня у товарища есть аналогичное помещение, вычислили его траты на 1 кв.м. и применили к нашей площади 500 кв.м.
  10. % по кредитам: подсчитали примерно, исходя из ощущений.

Еще раз повторюсь: у нас нет еще никакого помещения, когда мы писали бизнес-план ( площадь, арендная ставка взяты исходя из ТЗ к помещению, все это описано в части №2)

Далее, капитальные вложения (планируемые):

Статья расхода

Сумма, руб.

Ремонт

1 950 000

Вентиляция, кондиционирование

600 000

Мебель

660 000

Оргтехника

66 000

Освещение

170 000

Дизайн-проект

150 000

Сайт

25 000

Входные группы

100 000

Кухня

35 000

Пожарная безопасность

80 000

Поддержка 3 мес.(ежемесячные операционные расходы*3)

1 095 000

Итого:

4 931 000

А сейчас как мы это подсчитали:

  1. Ремонт: обратились к моему другу Марату, который занимается ремонтом помещений "под ключ", показали аналогичные проекты в Москве (сайт и фото, которые мы сами сделали), на словах объяснили, что у нас там будем и он примерно подсчитал.
  2. Вентиляция, кондиционирование: расчет сделал мой друг Павел(который занимается этим профессионально), исходя из нашего ТЗ: 500 кв.м., и 120 рабочих мест для ковокеров.
  3. Мебель: изучили сайты поставщиков мебели, и сделали подсчет исходя из 120 раб. Мест.
  4. Оргтехника: для администратора: компьютер, МФУ, телефон и прочее. Это подсчитали в течение 3 мин.
  5. Освещение: примерно прикинули, что у нас будет в коворкинге и в интернете нашли поставщиков, подсчитали исходя из 120 раб. Мест
  6. Дизайн-проект: это психологическая планка, сколько мы готовы заплатить за данную работу.
  7. Сайт: нам не нужен "сложный" сайт, скорее, просто сайт-визитка: услуги-цены.
  8. Входные группы: это мы просто предположили, так как помещения еще не было.
  9. Кухня: предложения на рынке.
  10. Пожарная безопасность: эту цифру подсказал Марат, исходя из его опыта.
  11. Поддержка 3 мес. : это самая интересная статья расхода. Это означает, что мы предположили, что у нас 3 мес. не будет ни одного клиента и нам нужно 3 мес. покрывать ежемесячно операционные расходы.

При разработки затратных статей бизнес-плана, не бойтесь ужесточать сами себе условия ( думаете, что потратите  100 руб.- пишите в бизнес-плане 120 руб.; думаете , что у Вас сразу же будет куча клиентов- предположите, что первые месяца их вообще не будет).

Второе что мы сделали, это подсчитали доходы (планируемые).

Итак, доходы ежемесячные(планируемые):

Ситуация тут такова, что фактически рынка коворкингов в РТ нет сейчас. Мы и создаем этот рынок, так сказать пионеры в данном направлении. Если честно, это и был основной мотив для создания этого бизнеса – новый вызов, формирование нового рынка.

Поэтому, для подсчета доходной части мы использовали следующее:

  1. В коворкинге 120 раб. мест
  2. Стоимость аренды 1 раб. места - 5000 руб.
  3. Из сети взяли открытые данные по доходам московских коворкингов и разделили эти доходы на 2 (исходя из того, что аналогичные коворкнги в Москве сдают 1 раб. место за 10 000 руб.)
  4. Мы примерно прикинули сколько мы будем ежемесячно продавать доп.услуг: мероприятия, юрид услуги, офисные услуги, кейтеринг, продажа кофе. Прикидывали исходя из того, если бы мы были ковокерами- какими услугами воспользовались, сколько раз и сколько бы за это заплатили. И опросили всех своих друзей молодых предпринимателей или начинающих. Мы за 2 недели изучили нашу ЦА, за это время м выпили кучу чашек кофе с потенциальной ЦА и получили всю информацию для подсчета.

У нас получилось, что в среднем доп.услуг на 1 раб. место в коворкинге будет 3000 руб. в месяц.

  1. Используем критерий заполняемость коворкинга в х%. 
  2. Юридическое лицо коворкинг-центра : это ООО "Славный Клуб" с упрощенной системой налогообложения  УСН (6% от оборота)

А вот, что получилось на 1 год с момента открытия ковркинг-центра.

Месяца

Заполняемость, %

Доход за минусом налога УСН(6%)

1 мес.

0

0

2 мес.

0

0

3 мес.

0

0

4 мес.

30

270 720

5 мес.

50

451 200

6 мес.

60

541 440

7 мес.

70

631 680

8 мес.

70

631 680

9 мес.

70

631 680

10 мес.

70

631 680

11 мес.

70

631 680

12 мес.

70

631 680

При разработки затратных статей бизнес-плана, обязательно ужесточайте условия по доходной части.

В нашем бизнес-плане видно, как мы ужесточили:

- первые 3 мес. ни одного клиента

- максимальная заполняемость 70 %.

Ну и прибыль ежемесячная (планируемая):

Месяца

Доход

Расход

Прибыль

Нарастающая прибыль

1 мес.

0

365 000

-365 000

Не учитываем, этот расход учтен в кап.вложениях

2 мес.

0

365 000

-365 000

Не учитываем, этот расход учтен в кап.вложениях

3 мес.

0

365 000

-365 000

Не учитываем, этот расход учтен в кап.вложениях

4 мес.

270 720

365 000

-94 280

 

-94 280

 

5 мес.

451 200

365 000

86 200

-8 080

6 мес.

541 440

365 000

176 440

168 360

7 мес.

631 680

365 000

266 680

435 040

8 мес.

631 680

365 000

266 680

701 720

9 мес.

631 680

365 000

266 680

968 400

10 мес.

631 680

365 000

266 680

123 5080

11 мес.

631 680

365 000

266 680

1 501 760

12 мес.

631 680

365 000

266 680

1 768 440

13 мес.

631 680

365 000

266 680

2 035 120

14 мес.

631 680

365 000

266 680

2 301 800

15 мес.

631 680

365 000

266 680

2 568 480

16 мес.

631 680

365 000

266 680

2 835 160

17 мес.

631 680

365 000

266 680

3 101 840

18 мес.

631 680

365 000

266 680

3 368 520

19 мес.

631 680

365 000

266 680

3 635 200

20 мес.

631 680

365 000

266 680

3 901 880

21 мес.

631 680

365 000

266 680

4 168 560

22 мес.

631 680

365 000

266 680

4 435 240

23 мес.

631 680

365 000

266 680

4 701 920

24 мес.

631 680

365 000

266 680

4 968 600

Из таблицы мы увидели, что через  24 месяца (2 года) проект полностью "отбивает" капитальные вложения.

Срок окупаемости проекта нас устроил и мы приняли твердое решение реализовывать данный проект.

Самое главное, не стоит в этих расчетах "ковыряться" и искать возможные ошибки.  Это грубый подсчет бизнес-плана, для принятия решения реализовывать данный проект с значительными допущениями по ужесточению условий.

Для нас, как для бизнесменов, важен был срок окупаемости. Все что больше двух лет для нас неприемлемо.

Иногда у начинающего предпринимателя блестящая на его взгляд идея и проект и он одержим этим. Но у любой идеи должен быть бизнес-план. А совет такой: дабы успокоить себя - не "рисуйте" красивый бизнес-план и изучите Модель Портера.

В ходе расчетов выяснилось, что на инвестирование проекта требуется 4,9  млн.руб.

Где брать деньги?

У нас, к сожалению, в Татарстане очень плохо кредитуют проекты, которые открывают новый рынок и начинают его формировать. Наши банки готовы кредитовать ВАМИН, госкорпорации или мега-корпорации.

Весной 2012 года мы искали деньги на свой проект "Палисадник", но в итоге так нам ничего и не дали, есть очень много формальных требований и их не интересует бизнес-план проекта, на который требуются средства.

Поэтому, 4,9 млн. руб. мы решили привлечь из следующих источников:

  1. 3,0 млн. руб. привлекаем у "ростовщиков" под залог личного имущества (машины, квартиры, земля), тут повышенный %.
  2. 1,0 млн. руб. наши собственные средства
  3. 0,9 млн. руб. привлекаем у одного хорошего друга под рыночный %

Ищите деньги! Их всегда можно найти! Хорошая идея, сопряженная с бизнес-планом это 80% успеха , а инвестиции- это 20%.

 

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий



Портал зарегистрирован как электронное периодическое издание Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8961 от 7 октября 2004 г.
Деловой центр РТ - интернет-портал TatCenter.ru разработан и поддерживается ООО "Современные Интернет Технологии"
© ООО "Современные Интернет Технологии", 2002-2011
Все замечания и пожелания присылайте на info@tatcenter.ru
Информация о соблюдении авторских прав   |   16+

тЕКФЙОЗ@Mail.ru